Глава 4Тень забытого творца

Если несколько отойти от личности и наследия А.Н. Воронихина, чей талант и достижения неумолимы, то среди имён архитекторов останется, наверное, лишь одно, которое связывает берега Иньвы с берегами Невы. Это имя Павла Даниловича Шрётера.

Шрётер Павел Данилович (нем. Шрётер Пауль Эберхард, 1775–1849) – русский архитектор немецкого происхождения, мастер позднего классицизма, работавший в Санкт-Петербурге и Прикамье.

Родился в Санкт-Петербурге в семье кондитера Данила Ивановича Шрётера (нем. Иоганн Даниель Шрётер) и его жены Ульяны (Юлианы) Петровны. В 1793 году окончил Академию художеств, после чего пошёл учиться архитектурному делу у основоположника русского классицизма Чарльза Камерона по прошению последнего. Далее, достигнув определённых успехов, он становится его помощником. Благодаря именно Камерону, Шрётер прошёл ту настоящую школу, после которой мог считаться зрелым архитектором.

В 1796 году Шрётер работает 9 месяцев помощником архитектора Бренна на строительстве Михайловского замка, но на больший срок не остаётся, так как в сентябре 1797 года императрица Мария Фёдоровна назначает его архитектором Павловска. Пребывая на этой должности и параллельно работая помощником Камерона, Шрётер участвует в возведении Холодной башни, Музыкального и Краснодолинного павильонов.

В период работы в Павловске, в 1803 году, у Шрётера после родов умирает жена Мария Никифоровна Чегаева (Чекаева), оставив новорожденную дочь Елизавету. Через несколько месяцев Шрётер сочетался браком с двадцатилетней вдовой Авдотьей Дмитриевной Удоловой (Удаловой).

15 августа 1804 года Шрётер подаёт прошение об увольнении и далее уходит в отставку, после чего следующие 12 лет, с 1805 по 1817 годы, занимается частной практикой и выполняет персональные заказы. Одним из наиболее крупных заказчиков Шрётера в тот период был помещик, предприниматель и владелец Пожвинского завода в Прикамье, Всеволод Андреевич Всеволожский. Шрётер в качестве одного из приглашённых специалистов участвовал в реконструкции и превращении завода в передовое металлургическое предприятие империи. Он руководил проектными архитектурными работами и к 1811 г. закончил разработку «Плана заводского и сельского строения» в Пожве, заложив основы развития завода и посёлка на десятилетие вперёд. Благодаря этому плану, Пожва приобрела некоторые черты столичного города (прямые улицы и правильной формы кварталы), а заводской производственный комплекс вкупе с прудом и господскими строениями стали составлять единый архитектурный ансамбль. В разработке этого плана и в решении отдельных архитектурных задач принимали участие крепостные архитекторы из Пожвы, такие как А. Вяткин, Г. Порошин, Л. Мальцев и другие. Сам Шрётер, по некоторым данным, также принимал участие в проектировании производственных корпусов завода. В частности, ему приписывается авторство доменных цехов, которые сохранились до наших дней.

В.А. Всеволожский и его семья, как люди весьма состоятельные, жили в столичных городах России. В начале XIX века это была Москва. Во время Отечественной войны 1812 года, когда войска Наполеона приближались к Москве, Всеволожские срочно переехали в Казань, а затем в Пожву, где жили с начала 1814 года по август 1817 года на постоянной основе. За этот период для создания лучших условий жизни заводовладельца три имевшихся господских дома были перестроены и объединены в один. Этой ответственной работой занимался П.Д. Шрётер. Он работал над конструкцией, внутренним обустройством и внешним оформлением дома. Так появился знаменитый Дом заводовладельца в Пожве по ул. Советской, д.12. Чуть позже, в 1824 году, вокруг дома был разбит сад, который стал прекрасным дополнением к оформлению вида заводского комплекса.

После возвращения в Санкт-Петербург, в 1817 году, Шрётер вновь поступает на казённую службу, устроившись в Министерство народного просвещения и духовных училищ архитектором – в Главный педагогический институт (в 1819 году преобразован в Императорский Санкт-Петербургский университет) и его Благородный пансион. При этом он продолжает выполнять частные заказы. По его проекту в 1819–1822 годах был построен барский дом Всеволожских в имении Рябово. За четыре года Шрётеру удалось создать полноценный усадебный комплекс со всей необходимой инфраструктурой: дом дополняли музыкальный флигель, театр, ресторан «Каламбурин», домашняя церковь, отдельный корпус столовой, две оранжереи, несколько хозяйственных построек. Вокруг дома был заложен парк и создано искусственное озеро, получившее название «Васильевское». Для жены Всеволожского Шрётер к 1822 году перестроил в ампирном стиле трёхэтажный дом напротив Никольского собора в Санкт-Петербурге.

В декабре 1819 года Шрётер императорским указом был назначен главным архитектором Гоф-интендантской конторы. Проработав лишь два года, в декабре 1821 года он увольняется с должности по состоянию здоровья. В этот короткий период он занимался заменой перекрытий в Таврическом дворце по планам К.И. Росси, а также оформлял парадные покои Зимнего дворца.

С начала 1820-х годов, работая на прежней должности при Университете, Шрётер занимается перестройкой ряда зданий в Санкт-Петербурге. Ему принадлежит авторство здания Благородного пансиона Университета и комплекса вспомогательных построек (1821–1828), Третьей гимназии (1822), церкви при гимназии [1825].

До 1827 года Шрётер продолжал работать архитектором Университета. Последний этап жизни зодчего был омрачён судебным разбирательством: Павел Данилович по императорском указу 29 мая 1828 года был отдан по суд за растрату денег при строительстве и приговорён к возмещению всех убытков. Несмотря на то, что в 1834 году приговор был отменён, репутация была испорчена, и Шрётер больше никогда не занимался архитектурными делами в Санкт-Петербурге. Пройдя насыщенный и плодотворный путь, Павел Данилович Шрётер умер в 1849 году.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонов В.В. Забытые зодчие Петербурга // История Петербурга. № 4(20). 2004. С.70-76.
  2. Казанцев П.М. Пожвинский завод. Историческая хроника. 1754–2004. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2004. – 424 с.: ил.
  3. Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Петербург немецких архитекторов: от Барокко до авангарда. СПб.: Чистый лист, 2002. – 414, [1] с.: ил.
  4. Теплоухов А.И. Пожва (монография). Рукопись. 1971 г. / КПОГА. Ф.Р-156. Оп.1. Д.35. ЛЛ.1–24.