180 лет назад в сентябре 1838 г. мастерами Пожвинского завода построен паровоз «Пермяк» для первой в России железной дороги Петербург - Царское Село.
В 1828 г. В.А. Всеволжский заключил контракт на три года с английским механиком Петром Эдуардовичем Тетом, который обязывался «ехать на чугунные его превосходительства заводы, состоящие в Пермской губернии, в должности инженера по железозаводским всякого рода изделиям, изобретенным и ныне существующим в Англии системам, какого то роду ни было, касающихся до железных заводов, пароходов, карет паровых для дилижансов, устраиваемых ныне в Англии, паровых фур для перевозки руды или угля по чугунным дорогам»…
Об отправке паровоза из Пожвы в Петербург, в частности, сообщалось в донесении заводского правления соседнего Чермозского завода своему владельцу Лазареву 3 марта 1839 г.: На заводах господ Всеволожских более полугода занимались устройством для Петербургской железной дороги паровоза, стоящего, как говорят, на месте употребления металлами и работами до 60000 рублей. Паровоз этот в разобранных частях 23 февраля перевезли через Чермоз на вольнонаемных подводах по 9 рублей с пуда до Москвы... Устройство замечательно и отделка чистая. Паровоз небольшой, но сила в 43 лошади... Говорят, что более полугода устройством занимались от 200 до 300 человек. Конечно такой паровоз можно устроить токмо в слесарной и токарной господ Всеволожских
По примеру английских паровозостроителей, присваивавших каждому локомотиву свое название, пожвинскому паровозу было присвоено имя «Пермяк», по местоположению его рождения - в Пермском крае.
«Пермяк» был отправлен в Петербург в связи с открытием в мае 1839 г. очередной выставки российских мануфактурных изделий…
21 июля 1839 г. министр финансов, испрашивая утверждения наград участникам выставки, писал Николаю I: «На заводах... Всеволожских построен первый в России паровоз, который одобрен знатоками...»
При закрытии выставки Мануфактурный совет отметил наградами лучшие из экспонатов. Золотой медалью на Владимирской ленте был награжден «мастер Тет за построение первого паровоза в России». Это был Эдуард Тет, сменивший своего брата Петра Тета в должности механика Пожвинского завода».