В Испании близ г. Сеговия прошел чемпионат мира по сверхлегкой авиации. Команда России, в составе которой участвовал спортсмен из Кудымкара Александр Рычков, заняла 3 место. Летчику из Коми округа довелось полетать над испанскими полями и поселками, увидеть горы и вековые крепости. Своими впечатлениями он делится с читателями газеты.
— Александр Леонидович, поздравляю с успехом! Как вы попали в сборную России?
— В 2010 году участвовал в чемпионате мира в Англии. К тому же я являюсь председателем судейской коллегии России.
— Расскажите о командах-участниках чемпионата.
— Всего было 12 команд из 12 стран, все из Европы и одна из Израиля. От России была довольно большая команда: 7 экипажей, 15 человек. Это 4 двухместных дельталета, 1 двухместный самолет и два одноместных дельталета. Я летал со спортсменом из Владимира Александром Воробьевым на двухместном дельталете. Он же был капитаном нашей команды.
— Как проходили сами соревнования?
— Соревнования проходили на аэродроме Маруган, близ города Сеговия, это в 110 км севернее Мадрида. Сами соревнования проходили по двум категориям — чисто аэродромные и навигационные, основное количество очков получаем за навигационные упражнения. Протяженность маршрута около 200 км, полеты длились от 2 до 2,5 часов. Нам дали карты, и нужно было пролететь над малоорентированной местностью. Требовалось выдерживать линию пути так, чтобы не отклониться более чем на 250 м, если же ты отклонился, то тебе идут штрафные очки, привязка к местности должна быть очень точной. Навигационные упражнения состоят из выдерживания скоростей, времени прохождения поворотных пунктов маршрута, финиша и старта. Судьи контролируют каждую секунду по спутниковой системе навигации.
Было упражнение — полет с ограниченным топливом. Заливают в бак определенное количество бензина, и твоя задача — пролететь как можно большее расстояние, продержаться в воздухе и приземлиться на аэродром. Бывает, что рассчитать полет сложно из-за ветра. Нельзя пользоваться джипиэс навигатором, телефонами, другими приборами. В руках только линейка, секундомер и карта. Если судьи заподозрят — сразу идет дисквалификация.
Еще одно упражнение — нам надо было найти поворотные пункты с воздуха, а перед полетом давали фото этих поворотов, они зафиксированы с различных ракурсов. Если летишь высоко, можешь не заметить объекты не земле, если низко, предметы сливаются с горизонтом и можешь сбиться с курса.
— То есть вы выполняли упражнения безупречно, или были какие-то штрафы?
— В одном из упражнений нам не засчитали прохождение ворот только из-за того, что мы не долетели 20 м. до них. Ворота — это плоскость шириной 200 м и бесконечной высоты. Мы подумали, что там не плоскость, а цилиндр диаметром 200 м. С полной уверенностью прошли цилиндр, а потом результаты показали, чтоб мы не долетели до самых ворот. Было немного обидно, что пролетели 200 километров и последние 20 метров нам не засчитали.
— Но зато удалось добиться призового места.
— Впервые в истории СЛА (сверхлегкой авиации) Россия заняла призовое место. Впереди нас были французы и англичане. Техника, на которой мы летали, не спортивная, поэтому в отличие от конкурентов в личных первенствах призовые места не занимали. Очки, которые набирали по выполненным упражнениям, складывались в общую корзину, в итоге мы вышли на 3 место. Нам дали награды — медали и дипломы.
— Что, кроме наград, дают такие соревнования?
— На таких чемпионатах собираются авиационные державы и соревнуются. Здесь же вырабатываются правила, по которым идет развитие нашей авиации. Например, упражнение: есть палуба длиной 100 м и шириной 25 м, размечены первые 5зон по 5 м. Ты должен попасть основными колесами в первую зону, за что получаешь максимальное количество очков. Если ты выкатился за пределы на 10 см или не долетел, это баранка. В связи с этим производители строят легкие аппараты. Упражнение на экономичность топлива дает знать, что экономичные двигатели. Не надо ставить слишком мощные двигатели, они «прожорливые». Есть прогресс по скорости. Появились аппараты со скоростными крыльями, их скорость порядка 200 км в час. Наши же аппараты не давали больше 135 км в час. Соревнования дают направление развития техники.
— Каковы Ваши дальнейшие планы?
— Буду готовиться к чемпионату России который состоится в будущем году в Кунгуре. А чемпионат Европы пройдет в Словакии.
ПАРМА № 62 от 28 августа 2012 г.
Беседовала Ирина Дульцева