Коми-Пермяцкий окружной государственный архив

Подборка №35 от 30.03.2020

Осенью 2019 года исполнилось 100 лет с того времени, как известным художником-авангардистом, педагогом, общественным деятелем, нашим именитым земляком Петром Ивановичем Субботиным-Пермяком (1886-1923) в Перми, Кудымкаре и Кунгуре были созданы художественные (художественно-производственные / художественно-ремесленные / художественно-промышленные) мастерские – первые образовательные учреждения подобного формата, положившие начало художественному образованию в Пермской губернии. А в марте текущего года исполнилось 100 лет, как в Кудымкаре на базе художественно-производственных были открыты высшие художественно-промышленные мастерские. Но обо всём по порядку.

Разумеется, в грозном 1919-м г. (напомним, что в стране идёт Гражданская война) самодеятельно, на одном энтузиазме Пётр Иванович сам организовать мастерские бы не смог. Но в ту пору у него уже был мандат уполномоченного Коллегии изобразительных искусств Наркомпроса, что давало весомые «карты в руки». Ему была поручена ответственная «миссия» изменить жизнь провинции, ее мировосприятие с помощью нового художественного образования, создания нового художественного видения, что было в духе того времени.

В Перми мастерские начинают работать с 15 сентября 1919 г. Субботин-Пермяк смог объединить художественную школу, студию, школу народного искусства и ремесленные классы в одну организацию. К началу 1920 г. в рамках этого проекта в Перми уже работали следующие мастерские (отделения): декоративно-живописная, живописная, графическая, керамическая, лепная, столярно-резная.

В Кудымкаре в начале работы по организации задуманного осенью 1919 г. Пётр Иванович лично отбирает наиболее одарённых коми-пермяцких девушек и юношей для обучения, желая раскрыть их потенциал в полной мере.

В селе преподавание велось коллективом учителей. При обучении занимались художественным шитьем и вышиванием, тканием национальных кушаков, ковров, половиков, резьбой по дереву, плетением из бересты и лыка, мастерили из рогов скота расчески, пуговицы, гребни; делали глиняную посуду, детские игрушки, в том числе куклы.

После успешного начала работы в декабре того же 1919 года Пётр Иванович подаёт в Пермский губернский отдел народного образования докладную записку, в которой кратко излагает придуманную им программу подготовки учителей рисования и других работников просвещения для пермяцкого края. В учебном плане школ он рекомендовал дать часы для изучения разных видов производств, которые уже велись в действующих мастерских.

Записку рассмотрели, и уже марте 1920 г. в Кудымкаре на базе существующих мастерских открываются высшие художественно-промышленные мастерские с тремя отделениями: живописным, графическим и скульптурным (по факту это была реорганизация). Для детишек из села и окрестных деревень школьные уроки рисования с начала нового учебного года теперь могли проводиться здесь.

Мастерские поистине стали явлением, привнесшим что-то новое, интересное, живое и нужное в культурную жизнь пермяцкого края. Они стали настоящим центром культурной жизни Кудымкара. Здесь организовывались выставки, фестивали, тематические вечера, спектакли, открытые лекции по искусству. С лекциями, приезжая из Перми, часто выступал и сам Пётр Иванович. Руководила мастерскими супруга Петра Ивановича Евстолия Ивановна Субботина.

Мастерские в Прикамье были закрыты в 1922 году. Это было связано с рядом возникших финансовых и хозяйственных проблем (и не только). Та же участь постигла и мастерские в Кудымкаре. Пётр Иванович сильно переживал по этому поводу, пытался договориться об их переводе на хозяйственный расчет, чтобы избежать закрытия, но сделать этого не удалось…

Мастерские просуществовали по нынешним меркам мгновение, но успели сделать очень многое: в Кудымкаре, в пермяцком крае они создали «фундамент», на котором потом смогли вырасти и краеведческий музей, и новые школы, и новые училища, и театр, новая культурная элита.

В честь знаменательных дат предлагаем ознакомиться с небольшой подборкой материалов из СИФа архива, посвящённой теме, в нашей постоянной рубрике «Находки архивиста».

Желаем приятного просмотра!