Глава 2Наследие великого зодчего

История искусства архитектуры России второй половины XVIII – начала XIX веков не может быть представлена без имени русского зодчего, представителя классицизма Андрея Никифоровича Воронихина (1759–1814). Являясь по праву одним из наиболее талантливых творцов своего времени, он, как бы ни было удивительно, «кровными узами» соединяет города Кудымкар и Усолье, посёлки Пожва и Ильинский Пермского края с Санкт-Петербургом.

Андрей Никифорович –родился в Прикамье, в Новом Усолье, 17 [28] октября 1759 года, в семье крепостных Воронихиных, Никифора Стефановича и Пелагии Иоанновны, принадлежавших барону Александру Сергеевичу Строганову.

Существует легенда, зародившаяся в среде современников архитектора, которая гласит, что, якобы, Андрей Никифорович на самом деле являлся сыном барона Александра Николаевича Строганова от внебрачной связи с крепостной коми-пермячкой Марфой. Узаконить появление потомка Александр Николаевич не мог, но и бросать мальчика, у которого уже с раннего детства стали проявляться художественные способности, было нельзя. Поэтому Александр Сергеевич, приходившийся, согласно легенде, дядей Андрею, узнав истинное положение дел, взял его в свой дом на воспитание и всячески способствовал его образованию и продвижению. Эта версия всерьёз поддерживается некоторыми биографами Воронихина, так как довольно убедительно объясняет его весьма успешную жизнь и благополучную судьбу. Она приходится по душе современным коми-пермякам, которые рады иметь в своей истории такого именитого соплеменника. Тем не менее, ни одного письменного документа, который бы подтверждал хотя бы часть этой легенды, до сих пор не обнаружено. Потомки Воронихина также опровергают её.

Обучаться живописи юный Андрей начинал в мастерской иконописца, крепостного Строгановых Гаврилы Юшкова в селе Ильинском. Здесь он постиг основы иконописи, а к подростковому возрасту стал проявлять интерес к архитектурному делу. Вскоре на талантливого молодого человека обратил внимание Александр Сергеевич Строганов (на тот момент уже граф). По распоряжению графа, в 1777 году Андрей отправляется учиться в Москву. Там его обучали перспективной и миниатюрной живописи именитые русские архитекторы и художники Василий Баженов и Матвей Казаков. С ними, вероятно, Воронихину удаётся поучаствовать в работе над росписью сеней трапезной Троице-Сергиевой лавры.

В конце 1779 года, по распоряжению графа А.С. Строганова, Воронихин впервые оказывается в Санкт-Петербурге. Там он живёт в Строгановском дворце и формально числится домашним художником при сыне графа Павле. На деле же, Воронихин был, практически, членом именитой семьи. По воле Строганова, он смог получить полноценное аристократическое домашнее образование: под присмотром учителя Шарля-Жильбера Ромма Андрей обучался истории, математике, естественным наукам. Также в рамках программы общего развития он совершил большое путешествие по России.

После возвращения в Петербург в 1786 году Андрей Никифорович получает от графа «вольную» и на законных основаниях становится свободным от крепостного права человеком. В тот же год Воронихин отправляется вместе с Павлом Александровичем Строгановым в Швейцарию и Францию, где продолжает своё обучение. Там он изучает архитектуру, механику и работает в области пейзажной живописи.

Оказавшись в бурлящем из-за событий Великой французской революции Париже, Андрей и Павел сильно рисковали быть втянутыми в какую-нибудь историю всерьёз и надолго, поэтому, по приказу императрицы Екатерины II, в конце 1790 года они оба вернулись домой. Больше за пределы Отечества Воронихин не выезжал.

С конца 1790 года Воронихин постоянно находится и работает в Санкт-Петербурге. Там он снова живёт в Строгановском дворце. По воле случая в это же время происходила перестройка дворца по проекту архитектора Ф.И. Демерцова. Как установили исследователи, именно у него Воронихин получил систематические знания в деле строительства и проектирования зданий. Он помогал Демерцову в работах над внутренней отделкой дворца, копировал чертежи и таким образом хорошо «набил руку», что позволило ему уже через 4-5 лет проектировать здания самостоятельно.

После окончания работ во дворце, в 1793 году Андрей Никифорович пишет большую акварельную работу с изображением Картинной галереи. За это творение он получил звание «назначенного» в академики.

В 1797 году за пейзаж маслом «Вид на Строгановскую дачу в Петербурге» Воронихин получает звание академика перспективной и миниатюрной живописи. Сама дача также была его творением. Дачу изначально возвёл Демерцов в 1793 году, а Воронихин её перестроил (1796–1797). Кроме того, в конце 1790-х годов он занимался строительством малой дачи для П.А. Строганова, благоустраивал парк между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. К этому же периоду относится его проект (предположительно) Свято-Никольской церкви в селе Кудымкарском Соликамского уезда Пермской губернии, которая была заложена в 1795 году.

1800 год становится знаковым для зодчего: он получает должность адъюнкт-профессора Академии художеств по части архитектуры, а за работу над колоннадами в Петергофе окончательно утверждается в звании архитектора. Самое главное – был одобрен масштабный проект Казанского собора, и в 1801 году начинается его строительство. В связи с этим Воронихин стал получать приличное жалованье, что позволило ему съехать из Строгановского дворца и создать собственную семью: в конце 1801 года он женится на англичанке, чертёжнице Мэри Лонд (рус. Мария Фёдоровна Лонд, 1770–1822). В 1804 году у них появился первенец. За всё время у четы родилось шесть сыновей, двое из которых умерли в детстве.

А.Н. Воронихин успел создать внушительное число произведений архитектурного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Он работал как с крупными (Ка¬зан¬ский собор (1801–1811), Гор¬ный ка¬дет¬ский кор¬пу¬с (1806–1811), не¬осу¬ще¬ст¬в¬лён¬ные про¬ек¬ты Исаа¬ки¬ев¬ско¬го со¬бо¬ра в Санкт-Петербурге (1808–1810) и хра¬ма Хри¬ста Спа¬си¬те¬ля в Мо¬ск¬ве (1813)), так и с малыми формами (элементы двор¬цо¬во-пар¬ко¬вых ан¬самб¬лей в Пе-тер¬го¬фе (нач. 1800-х гг.); пред¬ме¬ты уб¬ран¬ст¬ва двор¬ца, бе¬сед¬ки, па¬виль¬о¬ны в пар¬ке в Пав¬лов¬ске (1802–1808)). Он соз¬да¬вал частные дома, церкви, часовни, иконостасы, мосты, ограждения, постаменты, ме¬бе¬ль, керамические изделия, ос¬ве¬тительные при¬бо¬ры.

В Пермском крае, предположительно, помимо Кудымкарской Свято-Никольской церкви по проектам Воронихина были построены: дом управляющего в Ильинском (1805), Никольская церковь (1813–1820) и усадьба Голицыных (1818) в Усолье, Свято-Троицкая церковь в Пожве (1847–1865).

Кроме проектной деятельности, Андрей Никифорович занимался педагогической работой. Его слушатели из Академии художеств проходили практику на строительстве Казанского собора и Горного кадетского корпуса. В декабре 1802 года он получил звание профессора Академии, а в сентябре 1811 года стал старшим профессором архитектуры.

В феврале 1814 года Андрей Никифорович скоропостижно скончался, оставив после себя великое наследие, которое служит людям, восхищает и вдохновляет их по сей день. Похоронен А.Н. Воронихин на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гордость Пармы: Биографический справочник. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2010. – 568 с.
  2. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – начало XX века / сост. Исаченко В.Г. – СПб.: Лениздат, 2000. – 1068 с.: ил.
  3. История села Кувы. Воспоминания старожилов с. Кувы Кудымкарского района, записанные воспитанниками Юмского детдома. 1948 г. / КПОГА. Ф.Р-156. Оп.1. Д.30. ЛЛ.1–5
  4. Казанцев П.М. Пожвинский завод. Историческая хроника. 1754–2004. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2004. – 424 с.: ил.
  5. Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи, начатый в 1797 году. – СПб., [1798-1836]
  6. Теплоухов А.И. Пожва (монография). Рукопись. 1971 г. / КПОГА. Ф.Р-156. Оп.1. Д.35. ЛЛ.1–24
  7. Храмы Свято-Стефановского благочиния Кудымкарской епархии (Пермская митрополия, Московский патриархат). Кудымкар, 2020. – 48 с.: ил.