Коми-Пермяцкий окружной государственный архив

Кудымкарская Николаевская церковь Соликамского уезда Пермской губернии

Фонд № 5. Крайние даты документов: 1781–1928

Заголовок делаКрайние датыКол-во листов
1Реестр о расходе денег при постройке церкви в селе Усть-Бородок купцом Герасимом Онуфриевым1755–175577
2Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1866–1874305
3Годовой отчет о деятельности Белоевской Власиевской церкви1872–1893149
4Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1875–1880331
5Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1881–1883176
6Книга прихода и расхода денежных сумм по церкви1881–188361
7Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1885–1887198
8Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1888–1890210
9Указы Пермской Духовной Консистории, присланные для сведения1891–1893316
10Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1891–1892221
11Указы Пермской Духовной Консистории, присланные для сведения1895–1895155
12Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1895–189575
13Годовой отчет о деятельности церкви1896–190157
14Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1896–189691
15Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1897–189757
16Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1898–1899174
17Книга прихода и расхода денежных сумм по церкви1899–1901102
18Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1900–1901211
19Указы Пермской Духовной Консистории, присланные для сведения1902–1903226
20Годовой отчет о деятельности церкви1903–190310
21Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1902–1902109
22Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1903–1903101
23Указы Пермской Духовной Консистории, присланные для сведения1904–1906326
24Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1904–190497
25Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви1905–190596

Историческая справка

Кудымкарская Николаевская церковь заложена в 1795 году и окончена строительством в 1800 году на средства помещика Александра Сергеевича Строганова.
Здание церкви каменное, такая же колокольня, крепкие.
В данной церкви было три престола:
1. В холодном храме – во имя св. четыредесяти мучеников.
2. В теплом храме, с южной стороны – во имя святителя и чудотворца Николая.
3. С северной стороны – во имя святой великомученицы Параскев.
Освещены храмы: первый 11 августа 1819 года; второй 25 февраля 1804 году; третий 25 февраля 1804 году.
Земли при церкви было 2331 кв. сажени, пахотной – 53 ? десятин, сенокосной – 12 ? десятин. Всего полевой и луговой земли 66 десятин. Первая нарезка земли в количестве 33 десятин произведена при генеральном межевании землеустроителем Пантюхиным в 1792-1793 годах, вторые 33 десятины – землеустроителем Алалыкиным в 1866 году.
В 1875 году управлением графа Строганова луговая земля 12 ? десятин предоставлена в непосредственное пользование духовенства. Полевой же землей 53 ? десятин за арендную плату пользуются крестьяне.
Арендные деньги с крестьян собирались церковным старостой, вписывались по приговору крестьян в особую данную волостным правлениям книгу, расходовались на поддержание часовень в с. Кудымкаре и на кладбище.
По штату 1873 году при церкви были настоятель, пом. настоятеля, два псаломщика. По указу св. Синода от 4 марта 1885 года по штату уже было два священника, дьякон и два псаломщика.
Священники живут в церковных деревянных домах, построенными прихожанами на церковной земле.
Псаломщики: один в собственном деревянном доме, построенном на крестьянской земле, другой в нанимаемой квартире.
Свободной усадебной земли, не занятой домами духовенства и никакими постройками 764 кв.саженей.
Расстояние церкви от Консистории – 200 верст, от Благочинного – 94 версты.
Ближние церкви: с востока – Юсьвинская в 20 верстах, с юга – Верх – Юсьвинская в 19 верстах, с юго-запада – В-Иньвенская в 24 верстах, с северо- запада – Отеская в 8 верстах, с севера – Егвинская в 12 верстах, с северо- востока – Архангельская в 18 верстах.
С 1876 по 1887 годы первым священником Кудымкарской Николаевской церкви был священник Петр Александрович Швецов 1838 года рождения, родившегося в с. Купросском Соликамского уезда, сын дьякона.
С 1884 по 1889 годы состоял учителем Кудымкарского 2-х классного мужского училища Министерства Народного Просвещения.
В 1887 году резолюцией архипастыря назначен наблюдателем Отевской церковно – приходской школы.
Вторым священником был Яков Васильевич Чечулин, 1841 года рождения, родился в с. Воскресенское Соликамского уезда.
С 1891 года первым священником Кудымкарской Николоаевской церкви был Шестаков Яков Васильевич 1853 года рождения, родился в с. Камасин Пермского уезда, в семье священника.
Указом Консистории был определен законоучителем Кудымкарского 2-х классного мужского училища Министерства Народного Просвещения. Шестаков Яков Васильевич состоял наблюдателем инородческих пермяцких церковно – приходских школ грамоты, Кудымкарского прихода: Б – Сервинской, Кекурской, Лопатинской, Пешнигортской, Шадринской и Пикановской школ; Отевского прихода: Александровской, Жеребцовской, Ягодинской школ; Верх – Юсьвинскогго прихода: Бормотовской и Мучаковской школ; В – Нердвинского прихода: Каковской и Симаковской школ; Ошибского прихода: Захаровской школы; Кувинского прихода: Мальцевской и Вежайской школ; Белоевского прихода: Перковской школы; В – Иньвенского прихода: Разинской и Симаковской школ.
С 1879 года был определен законоучителем Кудымкарского женского училища.
Шестаков Яков Васильевич состоял заведующим Пешнигортской, Шадринской и Кекурской школ грамоты; был попечителем Кекурской школы грамоты и в течение 4-х лет платил из своего жалования учителю и за квартиру.
В 1892 году под руководством Шестакова Я.В. при Мелюхинской церкви была построена школа на средства правительства, за что он получил благодарность от Пермской Духовной Консистории.
В с. Кудымкаре Шестаков Я.В. был зав. Кудымкарской воскресной школы грамоты и народной читальной.
За всю эту работу попечителем Оренбургского учебного округа была выражена благодарность «за полезную деятельность по народному образованию среди инородцев Соликамского уезда».
В 1898 году Шестаков Я.В. от обязанности благочинного был уволен.
При Кудымкарской Николоаевской церкви было организовано попечительство согласно Пермской Духовной Консистории от 3 февраля 1893 года № 827, открыто же это попечительство было 7 марта 1893 года. Первым председателем данного общества был крестьянин И.Я. Кривощеков– председатель Иньвенского окружного лесничества.
Попечительство было организовано для оказания помощи беднякам Иньвенского края, для устройства благотворительных учреждений, для устройства столовых и помощь голодающим, приюта для бедных, оказания помощи по народному образованию.
Для сбора денег печатались подписные листы и рассылались в разные края России с просьбой возвращать эти листы в конце года вместе с деньгами или без них. В подписных листах было написано «среди печальных условий возродилось наше попечительство. Инородцы - пермяки в Кудымкарской волости отличаются бедностью и захудалостью. В настоящее время 9000 душ прихожан составляют всю производительную и платежную силу прихожан, находятся еще в более худшем положении, чем в прошлом, Земля вследствии недостатка удобрения истощена. Хозяйственный инвентарь пермяка таков: есть соха – нет бороны, есть борона – нет сохи и т.д.».
А вот что было сказано в отношении школ: «В печальном положении находятся местные приходские школы грамоты: помещения их тесны, расширить их нужны солидные средства, парты ветхи, да их мало. В учебниках большой недостаток. Книг для народного и внеклассного чтения почти нет. Пособий недостаточно. У некоторых детей нет обуви, у других – одежды, у третьих, особенно сирот, нечем бывает питаться и они по необходимости оставляют школу».
При Кудымкарской Николаевской церкви был организован хор, руководителем которого был Кетов.
В данном фонде имеются документы за 1781-1917 годы – это метрические книги, за 1855-1913 годы, по основной деятельности /годовые отчеты о деятельности церкви и церковно – приходского попечительства/.
Все эти документы включены в фонд досоветского периода № 5 «Кудымкарская Николаевская церковь».
Документы досоветского периода выделены в фонд Р-№ 162 «Кудымкарская Николаевская церковь» за 1919 – 1928 годы.
История движения документов неизвестна, т.к. никаких учетных документов по данному фонду нет.
В настоящее время на данные фонды составлены описи, заведены дела фондов, фондовые карточки.
На основании заседания президиума Коми – Пермяцкого окрисполкома 7 февраля 1930 г. протокол № 58 параграф 15 Кудымкарская Николаевская церковь была закрыта и передана под культурно – просветительное учреждение.
Историческая справка составлена на основании годовых отчетов церкви и церковно – приходского попечительства.

Дополнение
Для восстановления имен священно – и церковнослужителей Кудымкасркой Николаевской церкви Соликамского уезда Пермской епархии илспользовались документы из государственного архивного фонда г. Кудымкара: фонд 5 описи 1,2.
1. По описи 1 просмотрены:
Исповедальные ведомости 1908-1910 гг. – 1 ед.хр.
Документы Кудымкарской религиозной общины, подписные листы.
Журналы церковно – приходского попечительства 1855-1913 гг. – 8 ед.хр.
2. По описи 2 просмотрены:
Метрические книги о браке, рождении, смерти, книги учета брачных обысков, 1-109 ед.хр. за период 1781-1919 гг.
Из Кудымкарского горзагса – 30 ед.хр. за период 1848-1919 гг.
Всего в архивном фонде – 139 ед.хр. разных документов. К сожалению нет списков имен священно и церковнослужителей, биографических данных других сведений частного характера или из жизни прихода. Все документы, за исключением протоколов заседаний приходского попечительства, представляют текущие рабочие метрические книги, брачные обыски, в которых фамилии священников и церковнослужителей представлены в большинстве случаев в виде подписи, чаще неразборчиво, без окончания.
На требы привлекались священно – и церковнослужители других приходов, не всегда с отражением информации об этом, а местные приходские священники переводились в другие приходы и потом возвращались. Это видно по записям в метрических книгах, но достоверной информации на этот счет нет.
По объективным причинам подробного и скурпулезно все записи не изучались; вполне возможно, что некоторые имена и фамилии упущены, другие ошибочно приписаны к местному приходу, может быть искажении отдельных фамилий (очень немногих), простите нас за это. Архивный фонд Кудымкарской Николаевской церкви ждет настоящих исследователей.
Официально возраст Николаевской церкви считают с 1800-го года, но это возраст здания, сохранились документы, датированные 1781-м годом, и видно, что это не первая метрическая книга, а лишь продолжение текущих записей.
Фактический возраст церкви, имена и фамилии священников и притча, служивших до 1781-го года еще предстоит установить. Верим, что священно и церковнослужители Николаевской церкви предыдущих веков прославлены у Господа и имеют дерзновение просить Его за нашу церковь, иначе как бы сохранилось здание до 1991-го года, если не по их молитвам.
Святы е Божии, молите Бога о нас!
29.02.- 25.04.2008 г.
г.Кудымкар