Коми-Пермяцкий окружной государственный архив

Косинская Николаевская церковь Чердынского уезда Пермской губернии

Фонд № 18. Крайние даты документов: 1838–1910

Заголовок делаКрайние датыКол-во листов
1Документы Кудымкарской религиозной общины (уставы, договоры, протоколы)1855–192844
2Годовые отчеты о деятельности Кудымкарской Николаевской церкви1889–1902138
3Документы по открытию Кудымкарского церковно-приходского попечительства при Николаевской церкви1893–1893220
4Подписные листы и журналы заседаний Кудымкарского церковно-приходского попечительства1897–190092
5Документы Кудымкарского церковно-приходского попечительства (указы, постановления, прошения)1898–190093
6Книга учета денежных сумм по Кудымкарской Николаевской церкви1902–190492
Книга регистрации исповеди прихожан церковнослужителями за 1903 год1903–1903111
7Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Кудымкарской Николаевской церкви1904–1907330
8Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Кудымкарской Николаевской церкви1911–1913267
9Кудымкарская Николаевская церковь. Исповедные ведомости1908–1910271

Историческая справка

На хранении в Государственном архиве Пермской области имеется ряд материалов о Свято-Николаевской церкви с.Косы, которые и позволяют составить настоящую историческую справку.
Наиболее полные сведения о церкви включают в себя клировые ведомости. Сохранились клировые ведомости за 1873, 1879, 1914 и 1916 годы. Отдельные сведения в клировых ведомостях из года в год перепечатывались, поэтому дублируют друг друга с внесением изменений за последующие годы.
Общие сведения о церкви указаны в «Адрес-календарях Пермской епархии…» за различные годы, но именно в них оказались различные сведения о дате основания данного храма.
Так в «Адрес-календаре Пермской епархии на 1894 г.» отмечается: «… построена (церковь) неизвестно когда, освящен престол 1815 (Указ.соч. Пермь.1894.с.173. ГАПО. Ф.печ.изд. №7095). В «Адрес-календаре…на 1909 г.» указано: «…построен 1841» (Адрес-календарь Пермской епархии на 1909 г. Пермь. 1908.с.167. ГАПО. Ф.печ.изд.№28394).
В дальнейшем будем опираться на клировые ведомости церкви. Так в них, ежегодно (в 1873, 1879, 1914, 1916 гг.) повторяется запись, что церковь строилась в 1802-1817 годах на пожертвования прихожан и частных лиц. (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.4.Л.29; Д.5.Л.41;Д.6Л101;Д.12.Л.87;Д.16.Л.91). Часто у каменных церквей были предшественницы - деревянные церкви.
Сохранился очень интересный документ, который мог бы подтвердить наше предположение: «Ведомость учиненная ведомства Чердынского духовного правления… о состоянии ведомства его села Косинского Николаевской церкви священноцерковнослужителей, их жен и обоего пола детей за 1801 г.» (ГАПО.Ф.98.Оп.1.Д.1.Л.38-41). В данной ведомости записано: «Церковь во имя Святителя отца Николая теплая, двое приходная с приделом Владимирские Божия Матери, к ветхости склонна, благолепием украшена не худо, в ней сосуды сребрянные (серебряные), позолоченные, церковной утвари довольно. При оной церкви священноцерковнослужителей по сим указал наделять: священников - 2, дьяконов – 1, дьячок – 1, пономарь – 1. Ныне налицо состоит священник Андрей Алексеев (Алексеевич) Яковлев. Определен 1789 года июня 20 дня по ставильной грамоте на место умершего священника отца своего Алексея «жена его Паранья Иванова; дети – Максим, 15 л., Роман – 12 лет обучаются в Пермской семинарии, Евдокия – 8 лет» (ГАПО.Ф.98.Оп.1Д.1.Л.38 об.-39).
Дьячок Михайло Петров сын Гаврилов (Гаврилович), в дьячка определен 1772 года, апреля 2-го дня.
Пономарь Михайло Аврамиев Мышкин, в пономаря определен 1790 года июля 1 дня (ГАПО.Ф.98.Оп.1.Д.1.Л.39 об.-41). Имеются некоторые сведения о прихожанах и их деятельности: «Государственные крестьяне промышляют поставкою дров в села господ баронов Строгановых, содержание себе имеют от хлебопашества. Содержат церковносвященнослужителей подаянием хлебного и денежного» (ГАПО.Ф.98.Оп.1.Д.1.Л.39).
Из приговора прихожан Николаевской церкви с.Косы узнаем, что старостой церкви был выбран Василий Никонов сын Явлев (Яковлевич) (ГАПО.Ф.98.Оп.1.Д.4.Л.19).
И так церковь построена в 1802-1817 гг., здание каменное, колокольня так же каменная, построена неразрывно с церковным корпусом, церковь обнесена каменной с железной решеткой оградой.
Престолов три: в холодном приделе во имя Святителя Николая, освящен в 1815, в теплом с южной стороны в честь Владимирской иконы Божьей Матери, освящен в 1817, а с северной стороны во имя святого пророка Илии, освящен в 1825 (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.5.Л.41).
Утварью церковь достаточна.
Кружечный доход церкви составлял за 1914г.- 1000 руб. (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.12.Л.87), за 1916 г.- 750 руб. (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.16.Л.91).
При церкви имелась усадебная земля 2 дес.1200 кв.саж., пахотная – 86 дес., сенокосная – 13 дес. Всего 101 десятина, 1200 кв.саж. «Усадебная земля, принадлежащая притчу сей церви значится на плане селения, утвержденном в 1879 г. Пермским вице-губернатором. Пахотные и сенокосные земли отведены в пользование притча по генеральному межеванию в 1838-1842 гг., ни плана, ни других каких-либо документов на сии земли при церкви не имеются. Церковные земли как пахотные, так и сенокосные первого качества» (ГАПО,Ф.258.Оп.1.Д.16.Л.91 об.)
Пахотные земли церкви сдавались в аренду населению, за что арендаторы должны были платить «ругу» (церковный налог) равную 1100 пудам хлеба, но отмечено, что прихожане выплачивали в начале 70-х годов ХIХ в. Не более трети, остальное оставалось в недоимке (долг) за прихожанами перед церковью (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.4.Л.29-29 об.).
В сведениях за 1916 г. записано: «за арендное пользование прихожанами пахотной землей уплачивается 636 ? руб., а сенокосная земля приносит доход до 150 руб.» (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.16.Л.91 об.).
В 1870-е годы указано, что церковнослужители жили в наемных квартирах (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.5.Л.41 об.). В конце ХIХ- нач. ХХ в. Происходит строительство церковных домов: 1-й дом для священника был построен в 1896 г.; 2-й дом для священника построен в 1896 г.; 3-й дом для псаломщика построен в 1896 г. и 4-й дом для просфорни построен в 1900 г. и составляет собственность Косинской церкви (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.16.Л.91 об.).
В 1873 и 1879 гг. указана приписная к Свято Николаевской церкви кладбищенская церковь (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.4.Л.30;Д.5.Л.42). В ведомостях за 1914 и 1916 гг. отмечено, что приписных церквей нет, но имеется шесть холодных, деревянных часовен (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.12.Л.102; Д.16.Л.92).
В приходе имелись церковно-приходские школы: 1.Чирковская открыта в 1901 г., 2.Сенинская – в 1894 г., 3.Нижне-Косинская – в 1899 г., 4. Селищенская – в 1905 г. Все школы однокомплектные. Церковные школы помещались в каменных домах, содержались на средства Чердынского уездного отделения епархиального училищного совета (ГАПО.Ф.258.Оп.1Д.16.Л.93 об.) (кроме церковно-приходских школ в приходе имелись земские училища: Пушкинское открыто в 1913 г., Краснобайское – в 1911 г., Варышинское – в 1913 г., Косинское двухклассное министерское училище).
По штату Свято-Николаевской Косинской церкви было положено: два священника, дьякон и два псаломщика.
Так как на хранении имеются клировые ведомости за четыре не последовательные года, не удалось проследить продолжительность службы и сменяемость церковнослужителей, представляем лишь разрозненные имеющиеся сведения о церковнослужителях.
1873 г.
1-й священник Федор Сергеевич Подосенов служил в Свято-Николаевской церкви с 1862 г. В 1870 г. награжден набедренником и грамотой архиепископа Пермского и Верхотурского (ГАПО.Ф.258.Оп.1Д.4.Л.30 об.).
2-й священник Николай Алексеевич Опаский к данной церкви определен в священники в 1846 г., в 1859 г. награжден бронзовым наперстным крестом на Владимирской ленте. С 1861 по 1863 гг. назначен на должность благочинного (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.4.Л.31 об.).
Старший псаломщик Иосиф Максимович Гаврилов окончил Соликамское духовное училище, в данную, Свято-Николаевскую церковь определен в 1839 г. младшим псаломщиком, в 1864 г. переведен в с.Кушмангор Чердынского уезда на старшую псаломническую должность, в 1871 г. вновь определен в Свято-Николаевскую церковь сверхштатным псаломщиком, 17 сентября 1873 г. с должности уволен (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.4.Л.об.-32 об.).
Младший псаломщик Алексей Андреевич Густинов определен к указанной церкви 3 июля 1870 г. по окончании Соликамского духовного училища (ГАПО.Ф258.Оп.1.Д.4.Л.32 об.).
1879 г.
По сравнению с 1873 г. в 1879 г. прослеживается полная смена церковнослужителей.
1-й священник. Указом Пермской духовной консистории то 28 ноября 1879 г. № 10181 на место настоятеля Косинской церкви рукоположен окончивший курс Пермской духовной семинарии Константин Зеленцов (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.5.Л.42 об.).
2-й священник. Помощник настоятеля священник Александр Андреевич Анциферов, 28 лет. Окончил 3 класса Пермской духовной семинарии в 1873 г., определен младшим псаломщиком в Пермский Кафедральный собор, посвящен в стихарь (белые одежды, символ святости) в 1876 г., в 1877 г. рукоположен к сей церкви в священники, в 1878 г. выбран секретарем епархиального попечительства, в 1879 г. определен законоучителем Косинского начального училища (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.5.Л.42-44).
Старший псаломщик Николай Павлович Есеев, после службы псаломщиком в церквях Соликамского уезда в 1867 -1877 гг. по прошению в 1877 г. переведен старшим псаломщиком в Свято-Николаевскую церковь (ГАПО.Ф.258.Оп.1Д.5.Л.43 об.-44).
Младший псаломщик Александр Георгиевич Делотин, служил с 1851 по 1879 гг. дьяконом и священником в Осинском и Соликамском уездах. Указом Пермской духовной консистории от 7 января 1879 г. определен псаломщиком
В Свято-Николаевскую церковь (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.5.Л.44 об.).
1914 г., 1916 г.
1-й священник. Александр Филиппович Попов окончил 2 класса Пермской духовной семинарии в 1877 г., тогда же начал деятельность народного учителя в Чердынском земстве. В 1833 г. определен штатным псаломщиком Дмитриевского села Соликамского уезда, в 1885 г. по прошению перемещен на ту же должность к церкви Ошибского села Соликамского уезда (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.12.Л.90 об.). В 1891 г. А.Ф.Попов рукоположен в сан священника, в 1893 г. определен законоучителем Косинского народного училища, с 1897 по 1899 гг. избран членом Благочинного Совета и депутатом на духовно-училищный съезд, избран на должность следователя по духовным делам; с 1904 по 1910 гг. был назначен на должность благочинного II округа Чердынского уезда; состоял заведующим школами в Косинском приходе: Сенинской с 1894 по 1910, Селищенской с 1895 по 1910, с 1912 по 1916, Чирковской с 1901 по 1910, Нижне-Косинской с 1899 по 1910, с 1912 по 1916 (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.12.Л.92 об.).
В 1916 г. А.Ф.Попов продолжает оставаться священником Свято-Николаевской церкви и даже предполагаются перспективы на будущее, он избирается депутатом на 1916-1918 годы на епархиальный сьезд (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.16.Л.97 об.; Д.6.Л.106 об.).
За свою службу А.Ф.Попов неоднократно награждался: в 1884 г. посвящен в стихарь, 1897 г.- набедренником, 1902 г. - бархатной фиолетовой скуфьей (отличительный головной убор), 1906 г.- камилавкою (отличительный головной убор) (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.12.Л.89 об.-90 об.); 6 мая 1916 г. получил благословение Священного Синода с грамотой (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.6.Л.103 об.; Д.16.Л.94 об.).
2-й священник. Владимир Александрович Зорин. В 1876 г. окончил два класса Пермской духовной семинарии. С 1876 г. служил народным учителем, а с 1888 по 1904 гг. законоучителем в с.Крестовоздвиженском Кунгурского уезда, Верх-Очерском мужском народном училище, в Очерском женском земском училище, Оханском женском училище и др. (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.12.Л.93 об.-94 об.); в 1900 г. назначен дьяконом в Градо-Оханском Успенском соборе; в 1904 г. епископом Пермским и Соликамским рукоположен в сан священника, служит в Кунгурском уезде. В 1912 г. В.А.Зорин определен в Косинскую Свято-Николаевскую церковь. С 1913 г. являлся законоучителем в Селищенской и Чирковской церковно-приходских школах (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.12.Л.95 об.-97 об.). За многолетний труд в деле народного образования В.А.Зорин в 1893 г. был награжден медалью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте, серебряной медалью в память Александра III, архипасторским благословением, в 1912 г.- набедренником (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.12.Л.93 об.- 94 об.).
В 1916 г.В.А.Зорин не является служителем Свято-Николаевской Косинской церкви.
Дьякон Александр Петрович Железных окончил Соликамское духовное училище в 1901 г., в 1910 г. – миссионерские курсы, в 1902 г. –назначен псаломщиком в церкви с.Шакшер Чердынского уезда, в 1906 г.переведен в завод Ленва Соликамского уезда, в 1909 г. переведен в Усольскую Богородице-Владимировскую церковь псаломщиком, служил в Оханском уезде, в 1911 г. являлся законоучителем Дубровского земского народного училища Соликамского уезда, Томтиковской церковно-приходской школы Чердынского уезда, в 1915 г. – Селищенской и Чирковской церковно-приходской школ (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.12.Л.97 об.-99 об.; Д.6.Л.108 об.). Дьяконом Свято-Николаевской церкви назначен 3 августа 1912 г. (ГАПО. Ф.258.Оп.1.Д.12.Л.99 об.); рукоположен в сан священника 21 февраля 1915 г. (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.16.Л.98 об.). В 1916 г. являлся священником Свято-Николаевской церкви.
Старший псаломщик Филарет Тимофеевич Шишанов в Свято-Николаевскую церковь назначен в 1912 г. (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.12.Л.100 об.); в 1915 г.окончил миссионерские курсы. В 1915 г. продолжал оставаться псаломщиком Свято-Николаевской церкви.
Младший псаломщик Александр Азариевич Ушаков окончил Пыскарское народное училище, в 1911 и 1914 гг. прослушал Пермские и Белогорские миссионерские курсы, в 1912 г. являлся практикантом в Крестовой церкви Архиерейского дома, определен в 1912 г. к Свято-Николаевской церкви с обязательством выдержать экзамен на звание псаломщика, который он выдержал в 1913 г., тогда же посвящен в стихарь (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.12.Л.100 об.).
В 1916 г. А.А.Ушаков не является служителем Свято-Николаевской церкви.
Вторым псаломщиком в 1916 г. в Свято-Николаевской Косинской церкви является Анатолий Николаевич Мутин, после окончания 2 классов Пермской духовной семинарии в 1915 г.определен штатным псаломщиком к данной церкви (ГАПО.Ф.258.Оп.1.Д.6.Л.109 об.; Д.16.Л.100 об.).
Последним документом о Свято-Николаевской церкви с.Косы является рапорт притча церкви епископу Пермскому и Соликамскому Андронику о смене «ветхого святого аптиминса для придельного храма в селе Коса во имя святого пророка Божия Илии февраля 6 дня 1915 г.» (ГАПО,Ф.664.Оп.1.Д.45.Л.7). На рапорте существует приписка, что антиминс получен дьяконом А.Железных 19 февраля 1915 г.
Антиминсы выдавались на освещение новых храмов, на новое освящение после перестройки или на новое освящение после «осквернения». Сведения о том, что случилось причиной нового освящения храма не выявлены.