Коми-Пермяцкий окружной государственный архив

27.01.2025

81 год со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

27 января 1944 года -  произошло событие, которое считается Днём полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, длившейся долгих 872 дня.

С начала блокады до ее прорыва, а затем и полного снятия, город на Неве пережил нечеловеческие испытания. Голод, холод, постоянные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили ленинградцев. Они выстояли, сохранили не только свои жизни, но и культуру, историческое наследие, дух человечности и взаимопомощи. Сегодня, спустя 81 год, мы вспоминаем эти страшные дни и отдаем дань уважения всем, кто пережил блокаду и тем, кто отдал свои жизни, защищая город.

Великая Отечественная война неразрывно связала Пермь и Ленинград. В Прикамье были эвакуированы десятки предприятий, здесь нашли свое пристанище тысячи ленинградцев, сюда везли раненых со всех фронтов, здесь нашли приют те, которых война лишила детства. Но главное - в Пермском крае ковалось оружие победы: наши заводы поставляли на фронт авиадвигатели, пушки, порох.

На самолетах с пермскими моторами советские асы совершали подвиги, надежно защищая наше небо от противника.

История таких самолетов не обошла и блокадный Ленинград. Первые боевые машины, которые вступили в бой с врагом, летали на пермских двигателях. Это были истребители И-153 "Чайка" , которыми были укомплектован 7-й истребительский полк. Самый тяжелый удар приняли на свои изогнутые крылья именно "Чайки". Поднимавший их двигатель М-62ИР был разработан в пермском КБ А.Д. Шевцова и вполне отвечал быстротечной авиационной моде того времени (в СССР и США) на "тупорылые" самолеты, двигатель которых защищал летчиков спереди. Что-то вроде "щита" перед кабиной, неизбежно снижавшего скорость.

Впервые И-153 использовались в боях с японцами на реке Халкин-Гол еще в 1939 году, и уже тогда стало ясно, что медлительность хуже защищенности. А 22 июня 1941 года молодые летчики, оставшиеся в Майсниеми (аэродром, на котором перед началом Великой Отечественной войны базировался 7-й истребительный авиационный полк), попросту не догнали вражеские самолеты, летевшие бомбить Ленинград. Скорость у земли - 366 км/ч, на границе высотности - 426 км/ч, а "Мессершмитт-109" у земли летал со скоростью 550 км/ч, на высоте в 7400 метров - 690 км/ч.

Зато "Чайки" несли на себе четыре пулемета, восемь неуправляемых ракет и 200 кг бомб, что делало их неплохим штурмовиком, да и противовоздушную оборону Ленинграда они осуществляли весьма достойно. В середине июля 1941 года 7-й полк состоял из пяти эскадрилий, три из которых были укомплектованы И-153, одна - другим "тупорылым", но чрезвычайно маневренным истребителем И-16, ласково называвшемся летчиками "Ишачком" ( летал на следующей пермской модификации М-63, реально защищавший летчика от лобового удара), и только пятая искадрилья - скоростным Миг-3, комплектовавшимся двигателем конструкции А.А. Микулина. Но Миг-3 был "сырой" машиной и хорош только как высотный истребитель. На средних и малых высотах он уступал в маневренности тому же "Ишачку", к тому же осенью 1941-го вплотную встала угроза потери производства двигателя этого самолета в Москве.

На картах немецких летчиков во время налетов на столицу завод №24, где делали АМ-35А, отмечался как вторая важнейшая цель после Кремля. Поэтому в середине октября было принято решение полностью эвакуировать завод в Самару ( тогда Куйбышев). Но зимой рвавшихся к Москве фашистов остановили и уже в декабре решили возобновить производство двигателей на старой площадке. Однако лишь к февралю 1942 года вся эта катавасия закончилась. Все это время в ходе не прекращавшихся ни на минуту воздушных боев, нес на себе основную нагрузку Пермский завод №19, производивший двигатели для "Чаек" и "Ишачков".

Оборонявший небо над Ленинградом 7-й полк только за 16 сентября 1941 года отчитался о 16 сбитых самолетах противника; 20 сентября полк штурмовал аэродром Липки, уничтожив и повредив 44 вражеских самолета, а 30 сентября летчиками полка был сбит прославленный германский ас - командир 3-й группы эскадры "Зеленое сердце" гауптман Арнольд Лигниц.

Пермский же моторостроительный завод №19 был "сердцем" всей этой истории, потому что с июня по декабрь 1941 остался практически единственным предприятием СССР, способным серийно выпускать авиадвигатели, - все остальные предприятия отрасли, более сотни заводов, были эвакуированы и не моли сразу начать массовый выпуск продукции.

Источник: Штрихи победы. Коллекция фронтовых рисунков Анатолия Яр-Кравченко "Летчики. Борьба за Ленинград, 1941-1944 гг.". - Пермь, 2020/ КПОГА. СИФ. 1636/к Л.18-20