Коми-Пермяцкий окружной государственный архив

Городу Кудымкару 75 лет

В минувшие выходные жители Кудымкара отметили 75-летие любимого города. Коллектив Коми-Пермяцкого окружного государственного архива поздравляет всех жителей с этой знаменательной датой. Желаем Кудымкару чистых улиц, светлых людей, новых интересных событий и долгих лет процветания. Также мы, как последователи и ревнители исторической точности, хотели бы напомнить, что настоящий день рождения города будет 10 июля. В этот день 75 лет назад в 1938 году вышло Постановление Президиума ВЦИК о преобразовании поселка Кудымкар в город. В нем говорилось:

Президиум ВЦИК постановил преобразовать рабочий поселок Кудымкар – центр Коми-Пермяцкого национального округа Свердловской области в город Кудымкар с непосредственным подчинением Кудымкарского горсовета Коми-Пермяцкому окрисполкому. Настоящее постановление довести до сведения Президиума Верховного Совета СССР.

Председатель ВЦИК М. Калинин,
10 июля 1938 г.

Конечно, эта дата и возраст города – условность. Грубо говоря, 75 лет исполняется статусу города. Сам же Кудымкар как поселение гораздо старше.

Поэтому нам бы хотелось устранить пробел в видении истории города, выйти за рамки 75-летнего периода и посмотреть на Кудымкар XVI-XIX вв. В связи с упомянутым намерением и юбилеем города архив публикует выдержки документа «Летопись села Кудымкара. Хронологические записи до 1897 года» из личного фонда И.Я. Кривощекова, картографа, географа, краеведа.

Летопись села Кудымкара, составленная жителем села Иваном Яковлевичем Кривощековым, на основании научных исследований о пермском крае, архивных документов Кудымкарской Николаевской церкви, разных других письменных источников местного происхождения и личных наблюдений

Село Кудымкар находится в Ю-З части Соликамского уезда, на р. Иньве и впадающем тут же, в селе ее притоке – р. Куве. От Пулковского меридиана под 243/4° С. ш. и 59° В. д. Село расположено на южном склоне горы, спускающейся к Иньве, и имеет правильные и прямые улицы, которыми делится на кварталы; почти в середине села, на особой площади, находится каменная православная церковь. Жители села – обрусевшие пермяки, употребляющие до настоящего времени свой родной пермяцкий язык. Как название села, так и рек, омывающих его, пермяцкие. Название села знатоки местного Пермяцкого языка производят различно. Кудым – было прозвище или имя первого жителя села, многочисленное потомство которого и по настоящее время носит фамилии Кудымовых, частица же кар или кор означает городище или укрепление, и в то же время, слово «кор» означает лубяное лукошко. Кроме этих словопроизведений частицы кор, существует много разных толкований, но прийти к какому-либо окончательному заключению о частице кор трудно. Р. Иньва в пермяцком переводе означает: инь – женщина, молодушка, ва – вода; р. Кува в переводе означает: кув – мертвый, ва – вода.

По сведениям 1897 года в селе считается 254 двора, составляющих 60 кварталов; из последних по окраинам села есть неполные. Жителей 1100 человек. Главное занятие как жителей села, так и окрестных деревень – земледелие, ведущееся пермяками крайне примитивно. Отхожие промыслы: работы в рудниках Кувинского завода, отстоящего от Кудымкара в 35 верстах. Кустарных промыслов пермяки не знают. В Кудымкаре находится: 2-х классное мужское училище, существующее с 1834 года, и одноклассное женское, содержащиеся земством и 6 церковно-приходских школ по деревням Кудымкарской волости, земская больница и при ней врач, два фельдшера и акушерка. Камера земского начальника 9 участка и судебного следователя 3 участка, квартира пристава 3 стана Соликамского уезда, резиденция помощника акцизного надзирателя, волостное правление Кудымкарской волости, призывной воинский участок, земская почтовая станция и при ней заведующий почтой, местопребывание Иньвенского лесничего имения графа С.А. Строганова. Торговля в селе развита слабо; бывают еженедельные торжки по воскресеньям, но купить на них ничего нельзя. Торговых лавок в селе 11 и, кроме того, лавка общества потребителей, существующая с 1895 г., казенная винная лавка. На р. Куве расположена 4-х поставная мукомольная мельница, принадлежащая графу С.А. Строганову. Вот краткая характеристика села в 1897 году, прошедшее которого я намерен описать в форме летописи.

Л.1

1579 год

Историческая жизнь Кудымкара и всего Иньвенского края начинается со времени пожалования фамилии Строгановых царем Иоанном Васильевичем Грозным земель по р. Каме с притоками в 1558 г. от 4 апреля и по р. Чусовой в 1568 г. от 25 марта. Первая опись Иньвенского края, в числе других земель была произведена писцом Яхонтовым, спустя 20 льготных лет от времени пожалования Строгановым земель, в 1579 году…

Л.2

1623-1624 годы

Со времени первой переписи Яхонтова Перми Великой, в том числе и Иньвенского края, не имеется исторических данных об Иньвенских поселениях за период в 44 года до второй переписи, произведенной в царствование Михаила Федоровича писцом Кайсаровым. Буду говорить словами автора Пермской старины А. Дмитриева: «с р. Обвы Кайсаров поднялся к северу на берега р. Иньвы, другого правого притока р. Камы, где располагался тогда обширный Кудымкарский округ, где были те же, как и по Обве благоприятные условия для русской колонизации, которая и сделала здесь не меньшие успехи». Главное средоточие округа – погост Кудымкар, стоящий при слиянии рр. Кувы с Иньвою, при Яхонтове был, как мы видели, деревнею. Теперь он имеет дворов пашенных 32, пустых – 6, пашни средней – 132 чети с осьмою в трех частях; сена на р. Иньве 245 копен, рыбную ловлю в той же реке из оброка 16 алтын, 4 деньги, пошлин 41/2 деньги. Кроме увеличения жителей, в Кудымкаре Кайсаров описывает существовавший храм во имя святителя Николая Чудотворца…

…Всего по переписи Кайсарова в Кудымкарском округе было: сел – 1, деревень – 11 и починков – 13, за исключением деревни Мартыновой на Устье Иньвы, ныне с. Кыласово (Пермск[ая] Старина Дмитриева, вып. III, 103-106 стр. и Пермская летопись Шишонко II период 247 стр. и III 94 стр.).

Л.2,3

1646-1947 годы

В недавнем прошлом в Кудымкарской Николаевской церкви хранился еще униатский колокол с латинской надписью: «Anno 1647. Gloria loli Deo», но утрачен, кем и когда неизвестно. Каким образом мог колокол из западного края России попасть на крайний Восток, никаких объяснений по этому поводу в архиве Кудымкарской церкви не имеется. Второй памятник старины – это требник киевского митрополита Петра Могилы печати 1646 года хранится и по настоящее время в Кудымкарской церкви (Личные наблюдения).

Л.4

1700 год

От 28 июня 1700 года последовала челобитная от именитого человека Григория Димитриевича Строганова Государю Петру Великому о том, что «на пожалованных предкам его от Великих Государей землях и угодьях возле рр. Обвы, Иньвы и Косьвы поселилось самоуправно много всякого народу». Вследствие этой челобитной последовала грамота императора Петра I от 22 мая 1702 г., которой были пожалованы земли по рр. Иньве, Обве и Косьве со всеми впадающими в них реками от вершин до устьев…

Л.4

1705 год

Как в г. Соликамске, так и в его окрестностях и уезде, в течение 15, 16 и 17 июля 1705 г. происходили необычайные атмосферные явления, так 15 июля, как в г. Соликамске, так и в окрестных селах, происходило нечто вроде солнечного затмения, продолжавшееся около часу, затем горизонт неба был объят как бы пламенем, после чего из одной тучи, говорит Соликамский летописец, выпал густой пепел, покрыв землю и крыши домов довольно толстым слоем. 16-го июля, на утро, шла страшная туча с запада на восток с бурей, срывавшая крыши с церквей и домов, произведшая страшные опустошения в лесах, и даже небольшие колокола на церквах и часовнях от напоров ветра сами производили звон, а дождя было мало. 17-го июля на утро, говорит летописец, «и гром был велик и молния страшна, град вельми часто шел и хрушек, ручьи великие протекли, домы многие потопило, а ветру не было». После сего пришедшие в Соликамск Обвинские и Иньвенские крестьяне сообщили, что от огненной тучи горели у них многие люди, скот, звери, дворы, амбары, гумна и леса, и на полях травы. Евлампия Петровна Бронская, супруга земского начальника, уроженка села Юсьвы, сообщила, что в детстве слыхала от местных старожилов, что праздник 9-й пятницы установлен в Кудымкаре по случаю каменного дождя, который вследствие молебствия в Кудымкаре отворотил в Чердынский уезд, отсюда есть основание приурочить установление этого праздника одновременно с Кудымкаром и в других соседних волостях, как-то в селах Майкорском и Верх-Язвенском, по поводу этого же атмосферного явления (Пермская летопись Шишонко, III часть, V период, 334 стр.).

Л.4,5

1745 год

В царствование императрицы Елизаветы Петровны последовало изменение в границах 11-ти существовавших до того времени губерний; взамен их Россия была разделена на 16 губерний. При этом разделении большая часть Пермского края, по западную сторону Уральского хребта, т.е. города со своими округами: Чердынь, Соликамск, Новое Усолье, Орел и Чусовские городки, образовали во главе с Кунгуром Кунгурскую провинцию, причисленную к Казанской губернии. От присоединения Строгановых вотчин к Кунгурской провинции, естественно, и Кудымкар с окрестностями по Иньве был причислен к этой провинции и находился в границах тогдашней Казанской губернии (Описание Пермской губернии. Мозель II часть, 604 стр.).

Л.5

1747-1749 года

Сыновья именитого человека Григория Димитриевича Строганова, при Петре Великом получившего дворянство и титул баронов, разделили между собой громадное Пермское имение в 1747-9 годах. По этим разделам имения Кудымкар с окрестными Иньвенскими селами достался младшему сыну, барону Сергею Григорьевичу Строганову, сын которого, граф Александр Сергеевич, владевший имением с 1756 года по 27 сентября 1811 года, построил впоследствии каменный Никольский храм в Кудымкаре…

Л.5

1781 год

От 1781 года в Кудымкарской Николаевской церкви положено начало ведению метрических книг, которые по настоящее время хранятся в церковном архиве…

…Высочайшим приказом императрицы Екатерины II от 1781 года Россия была разделена на 19 генерал-губернаторств, которые в свою очередь подразделялись на 40 наместничеств. По этому новому разделению России Иньвенский край во главе с Кудымкаром был причислен к вновь образованному Пермскому наместничеству в Соликамском уезде, но это деление России существовала до 1796 года, когда были упразднены Пермского наместничества уезды: Обвинский, Алапаевский и Далматовский и наместничество переименовано в Пермскую губернию, которая и получила свои нынешние границы и деление на 15 уездов. Иньвенский край с Кудымкаром остался по-прежнему в Соликамском уезде. (Описание Пермской губернии Мозеля, II часть, 205 стр. и метрики Кудымкарской церкви 1781 года).

Л.5,7

1792 год

Земли, пожалованные фамилии Строгановых, не были в натуре отделены межевыми признаками, т.е. просеками, столбами и канавами; в этом году Иньвенская дача через казенных землемеров межевалась в первый раз и отмежевание ее продолжалось в следующем 1793 году. В этом же году оспа среди детей производила громадные опустошения; умирали дети в возрасте от 1 до 6 лет (Межевые планы и метрики Кудымкарской церкви 1792 года).

Л.7

1793 год

Оспа продолжала свирепствовать и в этом году, от которой померло много детей (Метрики Кудымкарской церкви 1793 года).

Л.7

1795 год

Владельцем Иньвенских волостей графом Александром Сергеевичем Строгановым заложен в Кудымкаре каменный трех-придельный храм во имя Святителя Николая, и наружная кладка его окончена в этом же году.

Николаевская Кудымкарская церковь заложена по храмозданной грамоте епископа Вятского и Велико-Пермского Лаврентия от 1795 года за № 2778. (Метрики Кудымкарской церкви и летопись Кудымкарской церкви священника Авраамия Попова).

Л.7

1799 год

По сохранившимся метрикам Кудымкарской церкви привожу здесь составленную мной таблицу о движении населения и числе браков в Кудымкарском приходе. Хотя сведения эти и не близки к действительности, но частью характеризуют многие стороны жизни Кудымкарского прихода. Так громадное число бракосочетавшихся в 1793 и 1796 годах указывает на благоприятные экономические условия населения в эти года, а в 1786 году уменьшением бракосочетавшихся – на отсутствие урожая хлебов.

Годы Родившихся обоего пола Умерших обоего пола Бракосочетавшихся
1781 153 75 14
1782 109 48 12
1783 111 76 34
1784 107 75 24
1785 93 45 27
1786 120 73 12
1787 117 51 25
1788 106 27 36
1789 129 55 39
1790 136 30 28
1791 74 30 28
1792 109 104 29
1793 124 54 48
1794 129 67 33
1795 164 106 40
1796 182 55 50
1797 172 64 28
1798 184 77 31
1799 184 82 34

(Метрики Кудымкарской Николаевской церкви с 1781 по 1800 год).

Л.7,8

1800 год

В этом году окончены каменные работы Кудымкарской церкви, заложенной в 1795 году графом Александром Сергеевичем Строгановым (Главная опись Кудымкарской церкви 1853 года).

Л.8

1804 год

В этом году новый каменный храм в Кудымкаре был окончен наружным и внутренним устройством и его освящение произведено епископом Пермским и Екатеринбургским Иустином…

…О времени освящения приделов теплого храма свидетельствовали надписи с наружной стороны алтарей, но при перестройке таковых в течении 80-х годов надписи эти уничтожены.

Состав и численность Кудымкарского прихода в этом году были:

Духовных – 7 мужск[ого] пол[а] 13 – женск[ого] пол[а]

Военных – 4 мужск[ого] пол[а] 4 – женск[ого] пол[а]

Дворовых графа Строганова – 27 мужск[ого] пол[а] 35 – женск[ого] пол[а]

Крестьян того же владельца – 1999 мужск[ого] пол[а] 2153 – женск[ого] пол[а]

Всего:

– 2037 мужск[ого] пол[а] 2195 – женск[ого] пол[а]

(Опись Кудымкарской церкви 1826 г. и метрики 1804 г.).

Л.8

1816 год

В этом году производилась 6-я ревизия населения России, по которой в Кудымкарском ведомстве оказалось 55 селений, в них 577 дворов и жителей муж[ого] пола 1496, женск[ого] пола 1698, а всего обоего пола 3194 человека. В селе же с деревнями Ярковой и Радостевой 88 дворов, в них муж[ого] пола 248 и женск[ого] пола 298, а всего 546 человек.

Кудымкарский церковный приход состоял из собственно Кудымкарского прихода и сельца Архангельского с деревнями, в которых числилось 887 дворов и в них муж[ого] пола 2444 и женск[ого] пола 2729, а всего 5173 человека (Ревизская сказка 1816 года).

Л.9

1818 год

Для Кудымкарской церкви в Нижегородской ярмарке куплены на средства прихожан напрестольный серебряный крест, весом 1 фунт 51/2 золотника за 140 рублей и кадило серебряное, весом в 1 фунт за 130 рублей ассигнациями (Опись Кудымкарской церкви 1826 года).

Л.9

1819 год

…В этом же году в ограде новой каменной церкви сделана посадка деревьев: лип, вязов, берез, черемухи и пр. (Опись Кудымкарской церкви 1826 года).

Л.9

1832 год

Для Кудымкарской церкви в этом году куплен благовестный колокол, весом в 80 пуд 29 фун[тов], за 1091 рубл. 8 коп., через ильинского крестьянина Василия Васильева Поносова (Архив Кудымкарской церкви).

Л.12

1833 год

Нынешние 9 Иньвенских волостей: Кудымкарская, Егвенская, Ошибская, Белоевская, Кувинская, Верх-Иньвенская, Архангельская, Юсьвенская и Верх-Юсьвенская, составляли часть громадного Пермского нераздельного имения графини Софии Владимировны Строгановой под названием Иньвенского округа; население края подлежало управлению трех приказчиков: Кудымкарского, Егвинского и Юсьвенского, которые в вою очередь отчитывались Ильинскому управлению; отдаленность от с. Ильинского и многочисленность дел по управлению Иньвенскими вотчинами побудили графиню Софию Владимировну для заведывания Иньвенским краем сформировать особое управление. Вследствие сего с. Кудымкар, как центральный пункт к площади земель Иньвенской дачи, привлек на себя внимание графини и вследствие сего в Кудымкаре начались постройки зданий для помещения: правления, больницы и училища и квартир для управляющего и служащих с 1827-42 гг. В этом году в 17 декабря состоялось официальное открытие Вотчинного Иньвенского правления, о чем гласит высечка на железной двери кассовой комнаты. При постройке господских домов для служащих Кудымкар получил ту распланировку селения, которая сохранилась доселе и поражает всякого приезжего прямизной улиц и правильностью кварталов (Рассказы кудымкарских старожилов).

Л.12

1834-1835 года

До 1834 года переправа через р. Иньву состояла из парома, но с открытием Иньвенского вотчинного правления в Кудымкаре, графиня София Владимировна разрешила построить на собственный счет постоянный мост на быке с двумя проходами…

…Признательные кудымкарцы посредине моста поставили икону в честь ангела графини с изображением матери Софии и ее дочерей: Веры, Надежды и Любви, и мост долгое время назывался Софийским, в отличие от другого моста, существовавшего через р. Куву под названием Барановского…

Л.12

1841 год

По распоряжению графини Софии Владимировны Строгановой, в Кудымкаре открыто двухклассное мужское училище в только что отстроенном для этой цели здании. Содержание училища и при нем пансиона для детей графиней было принято на свой счет. Учителей по штату содержалось два человека, учащихся мальчиков было до 40 человек… (Воспоминания кудымкарского старожила С.С. Горбунова и «Народное образование Пермской губернии» Шишонко, стр. 204).

Л.13

1844 год

Обилие лесов на Иньве в последнее десятилетие доказывается тем, что лес строевой и дровяной, а также и тес заготовлялись вблизи самого Кудымкара, около дер. Зюльгановой и сплавом по рр. Иньве и Каме доставлялись для действия Добрянского железоделательного завода (Воспоминания старожила Ф.Г. Кривощекова).

1848 год

Епархиальным начальством в Кудымкаре открыта женская школа, средства на содержание которой отпускались от Иньвенского вотчинного правления графов Строгановых. Учащихся девочек было до 30 человек, в том числе 12 пермячек (Летопись церкви с. Кудымкарского).

Л.14

1853 год

Священник Кудымкарской церкви Григорий Чечулин в 1805 году просил Пермскую консисторию о разрешении разборки старой деревянной Кудымкарской церкви, на что последовала резолюция Преосвященного Иустина: «позволяется ветхую церковь разобрать и годный лес употребить на благопристойные поделки». Часть материалов по разобрании старой церкви была употреблена на сооружение деревянной ограды вокруг существующей ныне каменной церкви, которая и существовала до 1853 года. В этом году ограда, за ветхостью, была заменена новой…

…Кудымкарский крестьянин деревни Пешнигорта, отстоящей в 8 верстах от села, по фамилии Зубов в мае 1853 года выборонил вблизи своей деревни серебряный котел с дужкою и крышкою с колечком, в диаметре десяти вершков, котел был набит красной землею, в которой заключалось 7 колец в 3/4 аршина длиною, узкогорлая урна с ручкой, имевшая в верхней части три развала, 6-ти вершков в вышину; по бокам урны были надписи или изображения; кроме того в котле две чарки, четыре чашечки и ковш, по наружной поверхности которого чеканной работою были изображены рыбы по три головами вместе. Все вещи вместе тянули 20 фунтов и были проданы Зубовым по 30 коп. ассигнац[иями]. За золотник на сумму 665 рубл. ассигнациями, или на серебро на 182 рубля 50 копеек, каким-то торговцам, таким образом, эта редкая находка навсегда погибла для археологии, благодаря невежеству ее обладателя (Историческое описание села Кудымкара священника Авраамия Попова и Статистическо-географический словарь Чупина, II т., 173 стр.).

Л.14

1861 год

Год этот знаменателен для всей крепостной России манифестом от 19-го февраля, – освобождено 22 миллиона крепостных крестьян; Кудымкарцы также были обрадованы этим событием, но, не поняв в должной мере значения манифеста, вообразили себя совершенно свободными людьми. Собравшись для слушания манифеста в Кудымкар, где таковой им прочитан в церкви священником Афанасием Поповым, они с этого дня уже не расходились по домам, несмотря на требования полиции, затем для увещания был командирован из Перми князь Багратион, но это не принесло пользы и пермяки всех Иньвенских волостей собрались в числе 3000 человек, оказывали явное непослушание, на требование полиции не расходились по домам, число бунтующих еще увеличивалось, угрожали лишить жизни управителя Иньвенского округа В.Ф. Гилева, силой вломились в квартиру станового пристава Юдина, сломав при этом ворота и заплоты ограды, и освободили одного арестованного, спрятанного приставом в своей квартире; бегая по улицам тысячной толпой, кричали: «мы царские» и проч. С начала марта до прихода войск число бунтующих все увеличивалось и, если верить Кудымкарским старожилам, в конце достигло до 6000 человек. Кудымкар в это время представлял из себя многолюдную ярмарку, по улицам проезжали подводы со съестными припасами, к которым подходил всякий, кто желает утолить свою жажду брагой или удовлетворить аппетит...

Л.17

1862 год

8-го июля в Прокопьев день выпал толстый снег до 5-6 вершков и повредил окончательно хлеба и без того не подававшие хорошей надежды на урожай. 15 августа сильный иней. Вообще этот год памятен для населения Иньвенского края своим голодом…

Л.19

1864 год

В июле Кудымкар посетили астрономы, поручик Яковлев и подпоручик Соколов, которыми определено географическое положение села и произведены в течение целого лета наблюдения за восходом и заходом солнца. Этими астрономами составлена таблица о времени восхода и захода солнца в Кудымкаре на целый год…

Л.19

1865 год

В 10-е августа Кудымкар посетил начальник Пермской губернии г. Струве, обревизовав дела волостного правления в течение двух часов уехал далее…

…Был необычайный разлив реки Иньвы, в промежуток между 3 и 9 мая вода в селе затопила главную улицу до помещения больницы…

Л.19

1866 год

В Кудымкаре и окрестных селениях был падеж скота. В июле был сильный разлив Иньвы от дождей. Иньва вскрылась очень поздно – 3-го мая… (Дневник И.Я. Кривощекова).

Л.21

1868 год

С 28-го мая, с 4-х часов пополудни и до 6-ти часов вечера над Кудымкаром летела саранча с С.-З. стороны на Ю.В.

Л.24

1869 год

В этом году труды бывшего Иньвенского окружного лесничего Н.А. Рогова по составлению им русско-пермяцкого словаря явились в печати. Книга эта напечатана на средства Императорской Академии наук и продавалась по 1 рубл. 60 коп., ныне ее встретить в продаже почти нельзя и она составляет уже библиографическую редкость…

Л.24

1870 год

В 16 марта ночью при ясной холодной погоде с 9 часов вечера появилось северное сияние довольно светлое, потом в 10,5 часов на С.-В. появились огненные столбы в виде конуса вперемежку с бело-желтыми полосами, потом сверху, почти в зените, перешли в светло-розовый цвет, затем в пунцовый и, наконец, приняли темно-малиновый оттенок; в это время появились рядом к северу другие столбы в переливах фиолетового цвета, но более бледные, к западу были только белые полосы без яркого цвета. Это интересное явление кончилось к 11,5 часам вечера… (Дневник Я.К. Кривощекова).

Л.24

1880 год

В настоящее время едва заметные признаки земляного укрепления в Кудымкаре, находящиеся на левом нагорном берегу р. Кувы, известного в народе под названием Чудского или Кудымова городища, обратили на себя, по множеству находок чудского происхождения, внимание пермского археолога и знатока края Александра Ефимовича Теплоухова. Г. Теплоухов приходит к убеждению, что культура и гражданственность Пермской чуди стояли нисколько не ниже современного состояния пермяков. Вот что говорит Александр Ефимович о древних жителях Кудымкара: «по большому нахождению костей животных домашних и диких в нижней части этой земли и другим признакам можно судить, что это было старое чудское городище и в продолжение долгого времени, а найденные в нем предметы: кости, орудия и вещи: медные, бронзовые, железные и костяные служат доказательством, что жители занимались скотоводством, ловлею зверей и земледелием и находились в мирных торговых отношениях с образованными народами, и сами стояли на значительно высокой степени культуры…

Л.25,26

1887 год

…7-го августа по утру наблюдалось полное солнечное затмение, бывшее по всей Европейской и Азиатской России…

…Кудымкар хотя и расположен при сплавной реке, но этот даровой двигатель местным населением почти не эксплуатируется. …В 1887 году был произведен в Кудымкаре первый опыт Кувинским заводоуправлением постройки баржи и нагрузка ее в Кудымкаре чугуном, затем эта барка вместимостью клади на 9 тысяч пудов сплавлена успешно по р. Иньве, только забойка Майкорского или так называемого Никинского завода вызвала излишний расход на перегрузку. Удачный сплав вызвал повторение опыта в 1888 году, когда были построены в Кудымкаре три барки, также вместимостью по 12,5 тысяч пудов, сплав опять прошел удачно, но перегрузка чугуна у Майкорской забойки вызвала непроизводительный расход. Эти опыты указывают на возможность судоходства по Иньве (Личные наблюдения).

Л.28,29

1889 год

Еще в 1887 году начаты геологические исследования бассейна р. Иньвы с притоками членом Петербургского геологического комитета А.А. Краснопольским и окончены в 1888 году. Свод этих исследований по Пермской губернии, в том числе и об Иньвенском крае появился в печати в настоящем 1889 году.

В этом труде г. Краснопольского говорится об осмотре обнажений утеса у спуска к мельнице на левом берегу р. Кувы. Утес этот так много придает красоты селу, что Кудымкарцы должны же знать, каким из горных пород они обязаны этому украшению села. Г. Краснопольский говорит, «что на левом берегу р. Кувы (пруда) у плотины, в высоких береговых обрывах наблюдается:

Белый или светло-серый глинистый известняк с плохими остатками платиночно-жиберных - 1-4 метр.

Красная и розовая мергелистая глина с прослоями белого известняка – 2 метра.

Красно-бурая глина с прослоями того же цвета мергеля – 2 метра.

Белый глинистый известняк 1-4 метр.

Красно-бурая мергелистая глина с прослоями светло-серого мергеля 6 метров.

Красно-бурая глина с прослоями бурого известкового песчаника – 6 метров…».

Л.29

1891 год

Произошли перемены в составе администрации, имеющей резиденцию в Кудымкаре…

…Становым приставом назначен Иван Юлианович Калинский, а окружным лесничим переведен из Добрянки Иван Яковлевич Кривощеков…

…В печати появился отдельной книгой историко-этнографический очерк, под названием «Пермяки», Казанского профессора А.И. Смирнова, напечатанный первоначально в известиях общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В этой монографии всесторонне описан быт и история Иньвенского края. Много говорится о Кудымкаре и всех окрестных селах Соликамского уезда…

Л.29,30

1892 год

В 28-е марта была сильная вьюга и выпадка снегу толщиною до 2,5-3 аршин. Зима отличалась дороговизной хлеба, вследствие спекуляции хлеботорговцев: ржаная мука доходила до 1 рубля 35 коп, хотя на Иньве урожай был хороший…

…Вестники весны появились: скворцы 2-го апреля и лебеди 8-9-го апреля. Лед на Иньве тронулся 12-го апреля. В ночь на 23-е мая выпал снег от 1,5 до 2-х вершков толщины. 3-го июня при ясной погоде была буря, сорвавшая много крыш и повалившая много заборов, закончившаяся дождем с громом….

…С января сего 1892 года в Кудымкаре ведутся метеорологические наблюдения над водяными осадками о состоянии температуры при лесной конторе графа Строганова, печатавшиеся в записках Уральского общества любителей естествознания в Екатеринбурге.

Л.30

1894 год

И.Я. Кривощеков

Из печатной брошюры подходящего к настоящему труду ничего взять нельзя, поэтому летопись Кривощекова придется закончить 1892 годом.

Л.30

Личный фонд И.Я. Кривощекова
«Летопись села Кудымкара. Хронологические записи до 1897 года»

КПОГА, Ф.138, Д.6, Л.1-30