История зарождения, строительства, функционирования и закрытия Северо-Екатерининского канала полна драматизма и загадок.
Идея соединения бассейна реки Камы и Северной Двины зародилась ещё при Петре Первом, когда основатель Перми и Екатеринбурга В. Н. Татищев в 1722 г., а позднее в 1724 г. генерал де Генин изложили царю мысль о строительстве судоходного канала для переброски через него кратчайшим путём жизненно необходимых хлеба, железа и массу других грузов с Урала и Сибири до Архангельска и далее в страны Северной Европы. Но болезнь и смерть императора, череда дворцовых переворотов оставили донесение без движения.
Практические шаги по строительству канала начались лишь с царствования Екатерины Второй. По её указу в 1781 г. на место стройки была отправлена комиссия из инженеров для изысканий и составления проекта канала. Через четыре года она завершила работу и представила проект.
В 1786 г. на будущем «Екатерининском канале» приступили к земляным работам. Проходили они в трудных условиях.
Место строительства представляло собой сплошное царство лесов и непроходимых болот. Безлюдье. Зимы крайне суровые, продолжительностью от 6 до 7 месяцев. Лето короткое и дождливое. Летом местами этот край совершенно недоступен.
Разразившаяся через два года война с Турцией и Швецией заставила на 15 лет прекратить работы. Возобновили их только в 1803 г., но уже в царствование Александра Первого.
Отечественная война 1812 г. вновь заставила остановить работу до 1818 г. За это время была завершена выемка грунта, но за 6 лет вынужденного простоя канал подвергся сильным естественным разрушениям.
Наконец, в 1822 г., преодолев огромные трудности, строительство было закончено и канал открыли для плавания судов. Таким образом его строили 36 лет, израсходовав более 1 млн. рублей. Кто строил, как и какими силами пока неизвестно. Мы очень мало знаем.
Длина его составила 18 км., ширина по дну 8 метров, действовали 3 деревянных шлюза.
Первоначально, особенно в первые 6 лет, грузопоток через канал бойко развивался. Но после открытия новых водных путей, развития шоссийных и железных дорог на северо-западе страны, грузооборот через канал стал уменьшаться, в 1831 г. — заметно, а в 1833 г. резко пал и постепенно утратил значение.
Ненадлежащий уход за водной системой, отсутствие средств на ремонтные работы, разрушение гидротехнических устройств — всё это привело к тому, что в 1838 г. канал был официально упразднён, просуществовав всего 16 лет.
Вопрос о необходимости работы поднимался не раз. Через правительство его будировали в 70-е, 80-е, 90-е гг. 19 века, однако положительных результатов не было. Наконец, в 1915 г. Вологодский губернатор, осмотрев весь водный путь, отметил исключительно военное значение канала (шла первая мировая война). За возрождение канала выступили земские собрания, в том числе и Пермская губерния. И сдвиг произошёл. Изыскали денежные средства, к восстановительным работам решено было приступить в 1916 г. К сожалению события октября 1917 г. прервали начавшийся процесс. Но канал существует до сих пор. Начинается он в д. Канава и по нему можно перебраться с Вычегды на Каму.
И сегодня он поражает своим величием и красотой тех, кто оказался здесь, вызывая любовь и восхищение рукотворным творением наших предков.